Стендаль (псевдоним; настоящее имя — Анри Мари Бейль) родился в 1783 г. в
Гренобле в семье адвоката. Воспитывался в доме деда, убежденного
республиканца и просветителя. В 1799 г. поступил на военную службу и в
1800 г. принял участие в итальянском походе Наполеона. Выйдя в отставку,
Стендаль занялся самообразование, стал завсегдатаем театров и
литературных кружков. Предпочитал оперу и музыку вообще. В 1806 г. вновь
вернулся в армию — в качестве интенданта сопровождал французские войска
в походах вплоть до 1814 г. Оказался свидетелем Бородинского сражения,
отступления армии Наполеона из России. В 1812 г. обосновался в Париже. В
1814 г. уехал в Италию, где написал работы, об истории музыки и
живописи. В 1817 г. вышли в свет книги «Жизнь Гайдна, Моцарта и
Метастазио», исследования «История живописи в Италии» в двух томах, а
также «Рим, Неаполь и Флоренция». Они явили миру не только серьезного
ученого, но и превосходного популяризатора.
Одно за другим выходят в Париже сочинения Стендаля: «О любви» (1822),
памфлет «Расин и Шекспир» (1823 и 1825), «Жизнь Россини» (1824),
«Прогулки по Риму» (1829).
В 1827 г. Стендаль издал свой первый роман «Арманс», через четыре года —
одно из самых известных своих произведений — роман «Красное и черное», а
в 1839 г. вышел в свет еще один его знаменитый роман — «Пармская
обитель».
Творчество Стендаля высоко оценили Дж. Г. Байрон, О. Бальзак, И. В.
Гёте, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой. Умер Стендаль в 1842 г. в Париже.
Высказывания, цитаты и афоризмы Стендаля
В любви-страсти совершенное счастье заключается не столько в близости, сколько в последнем шаге к ней.
Любовь — восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю ужасной пропасти.
Любовь в стиле Вертера открывает душу для всех
искусств, для всех сладостных и романтических впечатлений: для лунного
света, для красоты лесов, для красоты живописи, — словом, для всякого
чувства прекрасного.
Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным.
Одно из прекраснейших преимуществ ума — то, что он доставляет человеку уважение в старости.
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.
Извинить Бога может только то, что его нет.
Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме
той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае —
вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой.
Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта.
Любить — значит испытывать наслаждение, когда
ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более
близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя.
О силе одной страсти надо судить по силе другой, которой для нее пожертвовали.
Очень малой степени надежды достаточно, чтобы
вызвать к жизни любовь. Через два-три дня надежда может исчезнуть; тем
не менее любовь уже родилась.
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй — о госпитале.
Пока я не полюбил, я был ничтожен именно потому, что подчас очень хотел считать себя великим.
Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех.
Труд — это отец удовольствия.
Умение вести разговор — это талант.
Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой.
Страсти нельзя увидеть непосредственно глазами,
как, например, пожар или погребальные игры. Видны только их проявления.
Их можно найти в собственном своем сердце.
Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения.
Стыдливость — мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца — любви.
Участь глубокой старости у обоих полов зависит от того, на что потрачена молодость.
Цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства.
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым.
Чем сильнее у человека характер, тем менее склонен он к непостоянству в любви.