Данте Алигьери
(1265-1321)
Величайший итальянский поэт, величественная фигура которого, за
высказыванием Ф.Енгельса, определяет конец феодального средневековья и
начало современной капиталистической эры. В историю мировой литературы
он вошел как "последний поэт средневековья и первый поэт нового времени"
(Ф. Энгельс), автор "Новой жизни" (1292-1293) и "Божественной комедии"
(1313-1321).
Родился Данте Алигьери во Флоренции в дворянской семье,
которая принадлежала к партии гвельфов, одной из наиболее влиятельной
флорентийской политических партий. Она выражала интересы городской
буржуазии и ориентировалась на папу. Второй влиятельной партией была
партия гибелинов, которая защищала интересы феодалов и ориентировалась
на императора. Поскольку Флоренция на то время была наиболее развитым и
самым богатым городом раздробленной Италии, то именно здесь происходила
ожесточенная борьба между буржуазией, которая постепенно набирала силу, и
сторонниками феодального общества.
Данте с молодых лет брал участие в политической борьбе
на боку гвельфов, что повлияло на формирование его активной и деятельной
натуры. В то же время, учась юриспруденции в Болонском университете, Данте
увлекается поэзией. Особенное влияние на него оказала школа "сладкого
нового стиля", основателем которой был преподаватель литературы
Болонского университета Гвидо Гвиницелли. Именно его Данте
называл своим учителем и отцом. Лирика школы "сладкого нового стиля"
совмещала в себе опыт провансальной рыцарской поэзии с ее утонченным
культом служения Даме и традиции сицилийской поэзии, насыщенной
размышлениями и философским рассматриванием красоты.
Ранние произведения Данте Алигьери (30 стихотворений,
из которых 25 сонетов, 4 канцона и одна станца), объединенные
прозаическим текстом, составили сборник под названием "Новая жизнь"
(Vita nuova). Произведения этого сборника несут в себе все элементы
"сладкого нового стиля" - философичность, риторическую, мистическую
символику и утонченность формы. Но вместе с тем, сборник становится и
первым достижением новой ренесансной литературы - настоящим гимном жизни
и любви. Уже само название ее является символическим. Она может
трактоваться как "новое", "обновленное", "молодое" и может иметь
несколько смысловых значений. Во-первых, изменение одного периода жизни
другим (реальный план). Во-вторых, обновление, связанное с культом дамы
сердца и осмыслено в соответствии с нормой любовного этикета,
характерного для провансальской культуры (план стилизации жизненных
событий: "Новая жизнь" - автобиографичная повесть об истории любви Данте к Беатриче). И, в-третьих, духовное перерождение в религиозном понимании (наивысший, философский замысел).
Интересно отметить, что уже в дебютном произведении Данте Алигьери обновления имеет степенную систему - от земной действительности (первая встреча девятилетнего Данте
с восьмилетней Беатриче в первой главе) через очищение к созерцанию рая
в последнем главе, где он, после смерти Беатриче, опираясь на символику
цифры девять, доказывает, что она была "чудом, корень которого
находится лишь в странной троице". Эта смысловая многозначительность,
это беспрестанное движение души от земного к небесному, божественного
обозначат собой содержание и структуру уже в годы изгнания.
Дело в том, что Данте Алигьери не только любит в
поэзии, но и, будучи человеком цельного характера и сильной страсти,
человеком, с развитым гражданским сознанием, становится заметной
политической фигурой. К власти в Флоренции приходят гвельфы, и в 1300
году Данте Алигьери избирается одним из семи членов
коллегии приоров, которая правила городской коммуной. Однако в условиях
зобострения общественной борьбы единство гвельфской партии длилось
недолго, и она раскалывается на две враждующее группы - "белых", которые
отстаивали независимость коммуны от папской курии, и "черных" -
сторонников папы.
С помощью папской власти "черные" гвельфы разгромили "белых" и начали над ими расправу. Дом Данте разрушили, а самого его присудили к сожжению. Спасая жизнь, Данте
в 1302 году покинул Флоренцию, в которую так и не сможет больше
вернуться. Первые годы изгнания он живет надеждой на поражение "черных",
пытается установить связь с гибелинами, но быстро отчаявшись,
провозглашает, что отныне он сам "собой творит партию". Оставаясь
сторонником объедененной Италии, Данте, уповает на германского императора Генриха VII, который вскоре умирает.
В изгнании поэт в полной мере познает, каким "горьким бывает чужой хлеб и
как трудно подниматься чужой лестницей". Ему придется жить у меценатов -
единомышленников, разбирать их библиотеку, служить секретарем, на
некоторое время (приблизительно 1308-1310 годы) он перебирается в Париж.
Флоренция предлагает Данте вернуться к родному городу при условии выполнения унизительного обряда покаяния, от чего Данте решительное отказывается. В 1315 году флорентийская сеньйория опять присуждает ему к смертную казнь, и Данте
навсегда теряет надежду на возвращение во Флоренцию, но не прекращает
свою общественно-политическую деятельность за Италию без междоусобной
войны и без папской власти.
Не прекращает он и литературной деятельности. В его творчестве периода
признания появляются новая черта, в частности страстный дидактизм. Данте
выступает как философ и мыслитель, управляемый желанием учить людей,
открывать им мир истины, способствовать своими произведениями моральному
улучшению мира. Поэзия его наполняется моральной сентенцией, сказочными
знаниями, приемами красноречия. В целом же превалируют публицистические
мотивы и жанры.
До 1313 года, когда он впритык приступает к созданию "Божественной комедии", Данте,
пишет морально философский трактат "Пир" (между 1304-1307 годами) и два
трактата латынью "О народном языке" и "Монархия". "Пир", как и "Новая
жизнь", совмещает прозаические тексты и стихотворения. Грандиозный по
замыслу (14 философской канцоны и 15 прозаических трактаты-комментариев к
ним), он к сожалению, остался незаконченным: было написано 3 канцона и 4
трактаты. Уже в первой канцоне Данте провозглашает,
что его цель - сделать знания доступными широкому кругу людей и потому
"Пир" написан не традиционной для народа того времени латинским языком, а
доступной для всех людей итальянским языком-вольгаре. Он называет ее
"хлебом для всех", хлебом, "которым насытится тысячи... Он будет новым
светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное; и оно
дарует свет тем, кто находится в темноте, потому что старое солнце им
больше не светит".
В "Пире" широко представлена философская, богословская, политическая и
моральная проблема того времени. Средневековый по сюжету и манере
преподнесения - так, философия здесь выступает в образе благородной
донны, - произведение Данте несет в себе выразительную
черту ренесанской сути. Прежде всего это возвеличивание человеческой
личности. По глубокому убеждению поэта, благородство человека зависит не
от богатства или аристократического происхождения, а является
выражением мудрости и духовного совершенства. Высшей же формой
совершенства души является познание, "в нем заключается наивысшее наше
блаженство, все мы от природы стремимся к нему".
Вызовом средневековью звучит его призыв: "Разлюбите свет знания!",
обращенный к обладателям, тех, кто стоит над народами. Этот призыв
предвещает прославление жажды познания как одного из самых благородных
свойств человека в "Божественной комедии". В 26-й песне "Аду" Данте
выводит на сцену легендарного Одиссея (Улисса) и подает его как
неутомимого и мужественного искателя новых миров и новых знаний. В
словах героя, обращенных к своим очень уставшим и истощенным спутникам,
кроется убеждение самого поэта:
О братья, - молвил я, - пришли уже вы Сквозь сотню тысяч бед на запад
дальний! Недолгий срок потратите жизненный, Что вам остался, на
ответственные Еще дальнейшие путешествия в мир грустный, Чтобы вслед по
солнцу земля узрит печаль, То же вспомните, вы чьи сыновья, Потому что
вы рождены не прозябать, А знание и честь нести в мир ясный.
Ренесанским духом преисполнены его размышления над судьбой раздробленной
Италии и полемичные выпады против ее врагов и недостойных правителей;
"О бедная моя родина, какая жалость к тебе сжимает мое сердце, каждый
раз, когда я читаю, каждый раз, когда я пишу, что-либо о государственном
управлении!" или (обращение к в настоящее время забытым королям Карла
Неаполитанского и Фридриха Сицилийского): "Задумаетесь над этим, враги
Божии, вы, которые - сначала один, потом второй - захватили правление
над всей Италией, я обращаюсь к вам, Карл и Фридрих, и к вам, другие
властители и тираны... Лучше бы вам, как ласточке, низко летать над
землей, как ястребам, кружить в недосягаемой вышине, поглядывая оттуда
на наибольшие подлости".
Трактат "О народном языке" являет собой первый в Европе языковедческий
труд, главная идея которого - необходимость создания единственного для
Италии литературного языка и ее господства над многочисленными
диалектами (их Данте насчитывает четырнадцать). Гражданская позиция Данте
отражается даже в этом сугубо филологическом труде: он вносит
политическое содержание в свои научные суждения, связывая их с важной
для него идеей единства страны. Пафосом единства Италии пропитаный и
незавершенный трактат "Монархия", который венчает его политическую
публицистику. Это своего рода политический манифест Данте,
в котором он выражает свои взгляды на возможность построения
справедливого и гуманного государства, способного обеспечить общий мир и
личную свободу каждого гражданина.
Если бы Данте не написал более ничего, его имя все
равно бы вошло навечно в историю мировой литературы. И все же его
мировая слава связана в первую очередь с последним произведением -
поэмой "Божественная комедия" (1313-1321). В ней Данте
собрал воедино весь опыт ума и сердца, художественно переосмыслил
основные мотивы и идею своих предыдущих произведений, чтобы сказать свое
слово "в интересах мира, где добро гоним". Цель поэмы, как отмечал сам
поэт, "вырвать тех, кто живет в этой жизни из состояния мизера и
привести их к состоянию блаженства".
Данте назвал свое произведение "Комедией", объясняя,
что так отражается, согласно норме средневековой поэтики, любое
произведение среднего стиля с ужасающим началом и счастливым концом,
написанный народным языком. "Божественной комедией" Поэму Данте назвал Джованни Боккачче, автор "Декамерона" и первый биограф Данте, в своей книге "Жизнь Данте", выражая свое восхищение художественным совершенством формы и богатством содержания произведения.
Поэма состоит из трех части: "Ад", "Чистилище" и "Рай". Каждая часть
(кантика) в свою очередь имеет 33 песни, к которой добавляется
вступление, и поэма, таким образом, насчитывает 100 песни. Форма
стихотворения поэмы также определяется числом 3. Данте
здесь канонизирует форму терции, взяв ее за основу архитектоники
"Божественной комедии". Такая структура, с одной стороны, повторяет
христианскую модель политического мира, который разделяется на три
сферы, - Ад - Чистилище -Рай, а из второго - подчиняется мистической
символике числа 3.
Композиционная же структура как можно лучше отвечает замыслу поэмы:
через распространенное в религиозной литературе средних возрастов
виденье - путешествие в загробном мире изобразить путь человека к
моральному усовершенствованию. Данте здесь опирается не
только на религиозную литературу, но и на опыт Гомера, который отправил
Одиссея в царство мертвых, и на наиболее авторитетный для него пример
Вергилия, в которого Эней также всходит в Тартаре, чтобы увидеться со
своим отцом.
В то же время Данте идет значительно дальше своих
предшественников. Важнейшей художественной особенностью его произведения
является то, что путешественником по потустороннему миру становится сам
поэт. Именно он "на полпути своего земного мира" (то есть где-то в
тридцатипятилетнем возрасте), запутавшись в жизненном несогласии,
которое он сравнивает с мрачным, суровым и диким лесом, населенным
свирепыми хищниками, ищет спасения. На помощь Данте приходит его любимый поэт Вергилий. Он становится проводником Данте и ведет его за собой через ад и чистилище, чтобы дальше передать его любимой Беатриче, в осеняемом сопровождении которой Данте возвышается в рай.
Характерной чертой поэмы является чрезвычайная смысловая насыщенность.
Почти каждый образ в ней имеет несколько значений. Прямой,
непосредственный смысл, за которым кроется аллегорический, а тот, в свою
очередь может быть или сугубо аллегорическим, или моральным, или
аналогичным (духовным). Да, хищники, переходили дорогу Данте
в диком лесу, это обычные пантера, волчица и лев. В аллегорическом же
смысле пантера означает похотливость, желание, а также и олигархию; лев -
пренебрежение, насилие, а также тиранию; волчица - корыстолюбие, а
также мирскую власть римской церкви. В то же время все они являются
символами страха, смущения, растерянности, перед какой-то враждебной
силой. В аллегорическом плане Данте является
воплощением души, Вергилий - уму, Беатриче - наивысшей мудрости. Ад -
это символ зла, рай , - любви, добра и добропорядочности, чистилище -
переход от одного состояния ко второму, более высокому, а само
путешествие по загробному миру означает путь к спасению.
Сочетание в поэме сугубо средневековой картины мира с ее устоявшимся
представлением о загробной жизни и искуплении земных грехов с
чрезвычайно откровенным, страстным и эмоционально окрашенным отношением
поэта к изображенным им образам и событиям подносит ее на уровень
гениального новаторского произведения. Являя собой грандиозный синтез
средневековой культуры, "Божественная комедия" одновременно несет в себе
могучее дыхание новой культуры, нового типа мышления, которое
предвещает гуманистическую эпоху Ренессанса.
Лицо общественно активне, Данте не удовлетворяется
абстрактной морализацией: он переносит в потусторонний мир своих
современников и предшественников с их радостью и переживаниями, с их
политическими вкусами, с их действиями и поступками, - и творит над ими
суровый и неумолимый суд с позиции мудреца-гуманиста. Он выступает как
всесторонне образованный человек, что позволяет ему быть политиком,
богословом, моралистом, философом, историком, физиологом, психологом и
астрономом. По словам наилучшего русского переводчика поэмы Данте
М.Л. Лозинского, "Божественная комедия" - это книга о Вселенной и такой
же мерой книга о самом поэте, которая навсегда останется в веках как
вечно живой образец гениального творения.
|