Эрнест Миллер Хемингуэй (Hemingway, Ernest Miller) (1899-1961), один из
наиболее популярных и влиятельных американских писателей 20 века, снискавший
известность в первую очередь своими романами и рассказами. Родился в Оук-Парке
(штат Иллинойс) в семье врача. Вырос и учился в местных школах Оук-Парка, но
обычно его имя ассоциируется с северным Мичиганом, где он проводил в детстве
летние месяцы и где разворачивается действие нескольких наиболее известных его
рассказов. В школьные годы активно занимался спортом. Окончив школу, навсегда
покинул дом и стал репортером в канзасской газете "Стар", где приобрел ценные
писательские навыки. Неоднократно пытался поступить на военную службу, но из-за
полученного в отрочестве повреждения глаза его всякий раз признавали негодным.
Хемингуэй все же попал на Первую мировую войну водителем санитарной машины
Красного Креста. В июле 1918 года он получил тяжелое ранение под
Фоссальта-ди-Пьяве в Италии и впоследствии был награжден итальянской медалью.
После увольнения уехал долечиваться в Мичиган, но вскоре снова отправился в
Европу иностранным корреспондентом газеты "Торонто стар". Он поселился в Париже
и там, ободряемый Гертрудой Стайн, Э. Паундом и другими, решил стать писателем.
Воспоминаниям об этом периоде посвящена его посмертно опубликованная книга
"Праздник, который всегда с тобой" ("A Moveable Feast", 1964). Она содержит как
автобиографические заметки, так и портреты литераторов-современников.
В нескольких ранних рассказах Хемингуэя из его первого значительного сборника
"В наше время" ("In Our Time", 1925) косвенно отразились воспоминания детства.
Рассказы привлекли внимание критики стоическим тоном и объективной, сдержанной
манерой письма. В следующем году увидел свет первый роман Хемингуэя
"И восходит солнце" ("The Sun Also Rises") - окрашенный разочарованием и
великолепно скомпонованный портрет "потерянного поколения". Благодаря роману,
повествующему о безнадежных и бесцельных скитаниях группы экспатриантов по
послевоенной Европе, стал расхожим термин "потерянное поколение" (его автор -
Гертруда Стайн). Столь же удачным и столь же пессимистичным был следующий роман
"Прощай, оружие" ("A Farewell to Arms", 1929), о лейтенанте-американце,
дезертирующем из итальянской армии, и его возлюбленной-англичанке, которая
умирает во время родов.
За первыми триумфами последовало несколько менее заметных произведений -
"Смерть после полудня" ("Death in the Afternoon", 1932) и "Зеленые холмы Африки"
("Green Hills of Africa", 1935); последняя - автобиографический и обстоятельный
рассказ об охоте на крупных животных в Африке. "Смерть после полудня" посвящена
бою быков в Испании, в котором автор видит скорее трагический ритуал, нежели
спорт; второе произведение на ту же тему "Опасное лето"
("The Dangerous Summer") было опубликовано лишь в 1985 году. В романе
"Иметь и не иметь" ("To Have and Have Not", 1937), действие которого происходит
во время экономической депрессии, Хемингуэй впервые повел речь об общественных
проблемах и о возможности согласованных, коллективных действий. Этот новый
интерес привел его снова в Испанию, раздираемую гражданской войной. Результатом
длительного пребывания Хемингуэя в стране стала его единственная большая пьеса
"Пятая колонна" ("The Fifth Column", 1938), действие которой происходит в
осажденном Мадриде, и самый длинный роман, первое после 1929 года масштабное и
значительное произведение "По ком звонит колокол"
("For Whom the Bell Tolls", 1940). В этой книге, повествующей о трех последних
днях американского добровольца, отдавшего жизнь за республику, проводится мысль
о том, что потеря свободы в одном месте наносит ей урон повсюду. Вслед за этим
успехом в творчестве Хемингуэя наступила десятилетняя пауза, объяснявшаяся,
среди прочего, его нелитературными занятиями: деятельным, хотя и предпринятым
на свой страх и риск участием во Второй мировой войне, главным образом на
территории Франции. Его новый роман "За рекой, в тени деревьев"
("Across the River and into the Trees", 1950) - о пожилом американском
полковнике в Венеции - был встречен холодно. Зато следующая книга - повесть
"Старик и море" ("The Old Man and the Sea", 1952) почти единодушно была
признана шедевром и послужила поводом для присуждения автору Нобелевской премии
в области литературы 1954 года.
Три сборника рассказов Хемингуэя - "В наше время", "Мужчины без женщин"
("Men without Women", 1927) и "Победитель не получает ничего"
("Winner Takes Nothing", 1933) закрепили за ним репутацию выдающегося
рассказчика и породили многочисленных подражателей.
В личной жизни Хемингуэю была свойственна та же активность, что проявляли герои
его книг, и частью своей славы он обязан разного рода нелитературным
приключениям. В последние годы он владел усадьбой на Кубе и домами в Ки-Уэст
(штат Флорида) и в Кетчуме (штат Айдахо). В Кетчуме Хемингуэй и умер 2 июля
1961 года, выстрелив в себя из ружья.
Центральные персонажи романов и некоторых рассказов Хемингуэя очень похожи и
получили собирательное имя "хемингуэевский герой". Гораздо меньшую роль играет
"хемингуэевская героиня" - идеализированный образ бескорыстной покладистой
женщины, возлюбленной героя: англичанка Кэтрин в "Прощай, оружие", испанка Мария
в "По ком звонит колокол", итальянка Рената в "За рекой, в тени деревьев".
Несколько менее четкий, но более значимый образ, который играет ключевую роль в
произведениях Хемингуэя, - это человек, олицетворяющий то, что иногда называют
"хемингуэевским кодексом" в вопросах чести, храбрости и стойкости.
Литературная репутация Хемингуэя в значительной степени зиждется на стиле его
прозы, который он оттачивал с большой тщательностью. Под сильным впечатлением от
"Гекльберри Финна" Марка Твена и некоторых
произведений С. Крейна, усвоив уроки
Гертруды Стайн, Ш. Андерсона и других писателей, он выработал в послевоенном
Париже совершенно новый, простой и ясный стиль. Манера его письма, в основе
своей разговорная, но скупая, объективная, неэмоциональная и нередко
ироническая, оказала влияние на писателей всего мира и, в частности,
существенно оживила искусство диалога.