Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс Уайльд, Уайлд (Wilde) (16.10.1854, Дублин,
- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности.
Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник "Стихотворения" (1881) имел
успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так
называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения
красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного
общества. В 1882 году совершил турне по городам США, выступая с лекциями по
эстетике; в США издал революционную мелодраму "Вера, или Нигилисты" (1882,
русский перевод 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого
писателя, и стихотворную трагедию "Герцогиня Падуанская" (1883, русский перевод
Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон,
сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения
по обвинению в безнравственности (1895-1897), по выходе из тюрьмы поселился в
Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы"
(1898, русский перевод В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди
"De Profundis" (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного
общества конца 19 века Уайльд примыкал к антибуржуазному направлению в
литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма
("Душа человека при социализме", 1891). Представление о том, что искусство не
только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским
эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество
Уайльда было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия
Уайльда изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского
символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В "Балладе
Редингской тюрьмы" декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с
горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик") и "Стихотворения в прозе"
Уайльда лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. "Кентервильское привидение",
"Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией.
Образец интеллектуального романа конца 19 века - "Портрет Дориана Грея" (1891).
Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда
Генри, Уальда вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не
должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками
роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея" (1893; первоначально на французском
языке), "Флорентийская трагедия" (1895, опубликована в 1908 году, не закончена)
- попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют
светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы
господствующих классов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая
внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным" (поставлена 1895, опубликована в
1899 году). Социально-критические мотивы сильны в комедии "Идеальный муж"
(1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 1880-х годов (сборник "Замыслы", 1891) Уайльд осветил
наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис,
У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное
творчество, поэзию Беранже и с уважением писал
о художественном мастерстве Бальзака,Льва Толстого,Тургенева и Достоевского
|